Правила 11 и Фибоначи не работают!
Первый и самый главный вопрос парикмахерской колористики - это разведение красок до нужного уровня светлоты. Существует несколько правил разведения красок. Все они имеют свои достоинства и недостатки. Рассмотрим подробнее каждое из этих правил и сравним их на общем графике.
На рисунке №1 представлен график, где по оси Y находятся уровни светлоты, а по оси Х процент добавления в раствор краски (без учета окислителя). Подразумевается, что основная краска 1.0 разводится нейтральным корректором (clear).
Рисунок №1. Правила разбавления парикмахерской краски.
"Правило 11".
Наверное 99% парикмахеров колористов пользуются этим правилом. Кто-то пользуется им как есть, кто-то адаптирует его под своего производителя краски. Безусловно, в плане популярности - это правило №1. Думаю, что самым большим недостатком правила, является то, что оно ничего не говорит нам о том, сколько нужно добавлять корректора на 11 или 12 уровнях светлоты. Именно этот вопрос технологам я чаще всего слышу от слушателей семинаров. Ответы бывают разные: от прямого игнорирования, до ответов типа "нужно взять на наготке" или "маленькую головку". Но мы то с вами знаем, что ноготки и головки бывают разные, как и представления об их размерах в головах прекрасных девушек. Поэтому вопрос остается открытым.
Вторым недостатком правила считаю его расчетную сложность. Из 11 нужно вычесть нужный уровень, затем разделить на 2, чтобы перевести из сантиметров в граммы и затем пересчитать на необходимое количество краски. Как показала практика, не каждая брюнетка способна проделать столь сложный вычислительный путь и получить правильный результат. Несмотря на все недостатки и погрешности правило работает! Если же его адаптировать под конкретного производителя, то оно будет работать еще лучше.
На графике (рисунок №1) "Правило 11" изображено зеленой прямой линией. Для тех, кто привык к человеческим единицам измерения, привожу табличку с процентами разведения от необходимого количества краски.
Уровень светлоты | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 |
Процент краски | 1,7 | 3,3 | 5 | 6,7 | 8,3 | 10,0 | 11,7 | 13,3 | 15,0 |
Пример №1.
Вам необходимо приготовить 60 грамм краски 8.0 из краски 1.0.
Из таблицы берем процент на 8 уровне светлоты. Это 3,6%. Умножаем 60 на 3,6 и делим на 100, получаем 2,16 грамма. Столько нужно взять краски 1.0. Оставшиеся 57,84 = 60-2,16 грамм, это будет нейтральный корректор 0/0N (clear).
Окислитель нужно добавлять в соответствии с рекомендациями производителя вашей краски (1:1 или 1:1,5).
"Правило Фибоначи".
Правило Фибоначи придумал применять в парикмахерской практике Александр Кувватов. Я с большим уважением отношусь к данному мастеру, как к настоящему профессионалу в своем деле.
Однако, взглянув на числа процентов, у меня возникло сомнение в легкости применения данного правила. Конечно, к каждому правилу можно приспособиться. Вопрос в том, сколько у вас уйдет времени, сил и нервов, чтобы адаптировать это правило под себя.
На графике (рисунок №1) "Правило Фибоначи" изображено красной линией. По кривой графика видно, что в крайних точках проценты разведения близки к теоретической кривой. На средних уровнях светлоты "Правило Фибоначи" дает значительно больший процент красителя, что соответственно приведет к затемнению на этих уровнях.
Другими недостатками правила являются отсутствие 11 и 12 уровней, искусственная натянутость 10 уровня, сложность ряда чисел.
Вам придется постоянно иметь с собой табличку с числами, чтобы применить данное правило.
Для тех, кто захочет попробовать применить данное правило привожу табличку с процентами красителя в растворе в зависимости от необходимой массы красителя (без учета окислителя). Методика рассчета красителя и нейтрального корректора такая же как в примере №1.
Уровень светлоты | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 |
Процент краски | 1,6 | 3,2 | 6,3 | 9,1 | 14,3 | 21,5 | 30,2 | 41,2 |
Предостережение:
Хочется предупредить читателя, что данное правило при разбавлении или переходе с уровня на уровень на средних уровнях светлоты может дать не тот результат, которого вы ожидали.
"Правило разбавления".
Так я назвал правило, по которому технологи рекомендуют разводить краски, чтобы перейти на следующий уровень светлоты. Технологи говорят так: "Чтобы развести краску до следующего (более высокого) уровня светлоты необходимо добавить в нее до 10 г нейтрального корректора (clear) на 30 грамм краски".
На графике (рисунок №1) кривая правила разведения представлена фиолетовой линией.
Как видно из графика кривая находится гораздо выше теоретической кривой разведения. Из этого факта следует, что количество краски в растворе на низких уровнях светлоты будет очень сильно завышено.
Предостережение:
Пожалуйста, применяйте данное правило, если вы четко знаете цель и условия его применения.
"Теоретическая кривая".
Данная кривая, изображенная на графике рисунка №1 синей линией, показывает какая концентрация красящего вещества в растворе. Если мы будем добавлять в раствор определенный процент разбавителя на каждом уровне, то получим именно эту теоретическую кривую.
Казалось бы, вот он грааль, по которому можно разводить краски и корректоры!
К сожалению, не все так просто как хотелось бы! Проблема заключается в том, что парикмахерская краска синтезируется в процессе химической реакции. Химическая реакция не идет линейно. При высоких концентрациях компонентов реакция идет бурно. При низких - слабо. Если эту кривую привязать к 10 уровню светлоты (что и сделано на графике), то данная кривая даст завышение концентрации красителя на низких уровнях светлоты. В отличие от лако-красочных материалов и прямых пигментов, разбавление парикмахерской перманентной краски не описывается простой кривой разведения.
Для тех, кто захочет потестировать свою краску 1.0 на теоретической кривой, привожу проценты разведения краски с нейтральным корректором (без учета окислителя).
Уровень светлоты | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 |
Процент краски | 0,6 | 0,95 | 1,51 | 2,41 | 3,84 | 6,12 | 9,75 | 15,53 | 24,74 | 39,41 | 62,77 |
Вывод:
Ни одно из перечисленных правил разбавления парикмахерской краски не является точным и всеобъемлющим, поэтому вопрос остается открытым.
Меня часто спрашивают, каким правилом пользуюсь я. В процессе работы я выработал для себя свое правило. О нем расскажу в следующей статье.
Удачи вам в непростой работе парикмахера-колориста!
С уважением,
Сергей Волжский
Связаться со мной:
Поисковые слова:
стрижка модельная, стрижка молодёжная, стрижка бокс, стрижка карэ, стрижка сэссун, стрижка каскад,
стрижка каскад фронтальный, стрижка каскад вертикальный, стрижка боб карэ,
правило 11 в колористике, правило 11 в колористике окрашивания волос,
правила 11 в колористике таблица, как разбавить краску для тестовой пряди,
что такое правило 11 в колористике, метод 11 в колористике,
правило 11 в граммах, формула для расчета кол ва корректора в краску,
правила 12 в колористике, правило 11 при окрашивании, как рассчитать количество корректора,
таблица расчет корректора см на 30 грамм краски,
что такое правило 11
Сайт блондинка и брют, блондинка брют, blondeandbrut, blondeandbrut.ru, парикмахерская